Сравнительный анализ конкурентоспособности между турбовинтовыми самолетами



Для безошибочного выбора типа самолета очень важно увидеть и понять, на каком конкретном пассажире проходит граница совокупной конкурентоспособности между типами воздушных судов одновременно по трём основным параметрам:

  • С учетом удельных месячных лизинговых отчислений;
  • С учетом удельных отчислений на поддержание летной годности (ПЛГ/час или ПЛГ/месяц);
  • С учетом удельного расхода топлива или удельных отчислений по топливу.

Существует распространенное ошибочное мнение, что новый самолет с наличием 11-ти кресел проще загрузить, чем самолет с большим количеством кресел, но с гораздо меньшим удельным расходом топлива и меньшими удельными месячными отчислениями (лизинг + ПЛГ).

Экономика новых 11-ти кресельных самолетов Beechcraft King Air 350i, даже с учетом утверждённых двух частей субсидирования не даст никакой возможности понизить стоимость билетов и достичь хотя бы 50%-ой загрузки пассажиров на среднем рейсовом участке. Дискомфортные условия этого самолета (высота от пола до потолка – 145 сантиметров, наличие угнетающего страха с чувством скованного ощущения в запертом пространстве) сыграют ещё большую роль на уменьшение пассажиропотока. Новому самолету с наличием 11 кресел может не достаться ни одного пассажира.

В аэропорту «Кольцово» (Екатеринбург), средний пассажиропоток за один средний рейсовый участок составил 21 пассажир при наличии 30-ти кресел на борту самолета EMBRAER-120 (30 кресел).   http://www.ato.ru/content/aeroport-kolcovo-uvelichil-regionalnyy-passazhiropotok-za-schet-samoletov-embraer-120

Следует отметить, что авиаперевозчик достиг указанного пассажиропотока до подписания Постановления Правительства РФ №1 от 16.01.2013 «Об утверждении правил предоставления субсидий …».

ТАБЛИЦА №1 показывает, что граница совокупной конкурентоспособности между двадцатилетними, но комфортными самолетами EMBRAER-120 (30 кресел), и новыми, но дискомфортными самолетами Beechcraft King Air 350i (11 кресел) проходит на 13-ом пассажире (в зависимости от месячных лизинговых отчислений, отчислений на поддержание летной годности и удельного расхода топлива).

Это означает, что свыше 13-го пассажира на самолете EMBRAER-120, при постоянном выдерживании средней рабочей рентабельности, стоимость билетов будет уменьшаться, а эластичность пассажиропотока будет увеличиваться. У Beechcraft King Air 350i эта возможность полностью исчезает на 11-ом пассажире. Присутствие в анализе воздушного судна Beechcraft King Air 350i связано с демонстрацией ошибочного выбора типа самолёта руководством авиакомпании «Эйр-Самара».

Моделирование трёх основных показателей позволяет сравнить любые типы воздушных судов, включая самолёты L-410, Cessna-208B Grand Caravan и т.д. (см. ТАБЛИЦА №1)

Удельный Расход Топлива и Удельные месячные Лизинговые отчисления у L-410 и Cessna-208B Grand Caravan – значительно больше, чем у EMBRAER-120.

Самолёт EMBRAER-120 приведён в ТАБЛИЦЕ №1 лишь как сравнительный пример по выбору типа воздушного судна, способного в равных условиях субсидирования получить стоимость билетов значительно ниже, чем у самолёта L-410, Beechcraft King Air 350i, и увеличить пассажиропоток до 24 – 26 пассажиров за один средний рейсовый. А это уже – экономика и реальное восприятие пассажирами более комфортных и менее опасных для себя условий. В данном анализе государство возмещает авиакомпании часть затрат на уплату лизинговых платежей в размере 74 230 000 рублей за каждое воздушное судно L-410. За самолёт EMBRAER-120 возмещение – не предусмотрено, что является очень существенной экономией государственных денежных средств.

Анализ воздушных судов с различным максимальным количеством кресел (от 11-ти до 30-ти) показывает, что 18-ти – 20-ти летний EMBRAER-120 является наиболее комфортным, безопасным и конкурентоспособным самолётом одновременно по трём основным экономическим параметрам среди двух остальных типов воздушных судов. При этом у EMBRAER-120 остаётся большой запас кресел, обеспечивающий дальнейшее уменьшение стоимости билета после прохождения границы совокупной конкурентоспособности. На этой границе у сравниваемых самолётов Beechcraft King Air 350i и L-410 запас кресел равен нулю.

Наглядным примером, при сравнении однодвигательных и негерметизированных самолётов, является ТАБЛИЦА №2. Например: однодвигательные и негерметизированные самолёты Cessna-208B Grand Caravan (9 – 12 кресел) вряд ли будут пользоваться массовым спросом у пассажиров.

Дискомфортные условия этого самолета (высота от пола до потолка – 130 сантиметров, маленькое расстояние между креслами, наличие постоянной болтанки в тёплый период времени при ясном небе, наличие чувства скованного ощущения в запертом пространстве, наличие угнетающего страха за свою жизнь при отказе единственного двигателя) играют негативную роль на уменьшение пассажиропотока. ТАБЛИЦА №2 показывает, что заурядный пассажир, слетавший несколько раз на самолетах класса Cessna-208B Grand Caravan, едва ли проявит огромное желание регулярно летать на таких самолетах, даже при низкой стоимости билета. Иначе, у Казанских авиаторов этот самолёт всегда был бы полный.



Российским авиакомпаниям, намеревающимся осуществлять региональные авиаперевозки с учетом государственной поддержки (субсидирования), в 2016 году рационально рассматривать воздушные суда:

  • С остаточным временным ресурсом не менее 9-ти лет.
  • С размерностью от 25-ти до 35-ти кресел.
  • С остаточной стоимостью – $ 1 000 000 – $ 1 600 000.
  • С отчислениями на ПЛГ – не более $ 700 за один лётный час.
  • С истинной (крейсерской) скоростью полета – не менее 420 км./час.
  • С удельным расходом топлива – не более 35 грамм/пасс./км.
  • С высотой от пола до потолка – не менее 175 сантиметров.
  • С шагом кресел– не менее 31 дюйма (78,74 сантиметра).

За 9 лет с размерностью с размерностью 25 – 35 кресел, могут появиться новые, более экономичные самолеты с уменьшенными удельными расходами на Лизинг, ПЛГ и Топливо.

Например: Самолётостроительная корпорация Harbin Aircraft Manufacturing Corporation Китайской Народной Республики уверенно идёт по пути создания региональных воздушных судов и продвижения их на мировой рынок. На данный момент уже можно обратить внимание на декларируемые исходные данные 19-тиместного воздушного судна – Harbin Y12F. Создание чуть более вместительных, герметизированных и комфортабельных самолётов со сравнительно-уменьшенными удельными расходами – вопрос времени.

При необходимости, КОМПАНИЯ «НПС» может разработать сравнительный анализ любой авиатехники, например, «РЫСАЧОК» с десятью или шестнадцатью креслами.